вторник, 19 июля 2016 г.

Храм Воскресения на Дебре (Кострома, июль 2016)


Улица, на которой стоит храм, - Нижняя Дебря (Лесная, Нижнебережняя, Нижняя набережная ул. Кооперации). Дебря - чаща, поросшая лесом низина. На этой улице располагались мастерские кожевников, затем кожевенные заводы (информация отсюда).




Таблички с названиями улиц на домике рядом с церковью

Храм Воскресения на Дебре − единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века.
Это была первая каменная постройка, которую смог себе позволить средний класс посада: она возводилась на средства купца Исакова и посадских людей. С возведением  храма, связана интересная легенда. В середине XVII века костромской купец из Гостиной сотни, Кирилл Григорьев сын Исаков, ведший крупную торговлю кожами, среди бочонков краски, поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотом. Богобоязненный купец решил, что такой подарок можно использовать только на постройку церкви 
(информация отсюда и отсюда )

В 1650-1652 годах храм расписали,  сохранилась она в исконном виде фрагментарно. Росписи ученые связывают с темой старообрядчества. Так, в сценах Апокалипсиса исследователи видят скрытое указание на потрясения Смуты, в фигурах людей, поклоняющихся ложному агнцу, – намек на тех, кто пошел за лже-патриархом Никоном. 


Внешний облик храма очень интересен. Замечательны апсиды храма, расписанные «бриллиантовым рустом» (т.е., имитирующими объем четырехугольными шашечками). Раскраска храма относится к реставрации 19-го столетия, и уже тогда она породила дискуссии среди археологов. Одни считали, что храм волне мог быть раскрашен «в шашку», указывая на сооружения Троице-Сергиевой лавры. Другие полагали, что так раскрашивали только гражданские здания, а не храмы. В конце концов сошлись на том, что храм мог быть разрисован снаружи именно таким образом, и что моду эту занесли в Россию итальянцы еще в 15-м столетии, когда возводили Грановитую палату в Московском кремле.


Храм украшен поливными изразцами и каменной резьбой с изображением растений, мифических зверей и птиц. Подобные изображения есть и на въездных воротах. 
Одновременно с храмом были сооружены миниатюрные трехшатровые Святые ворота с арочными проходами. Первоначально это было самостоятельное здание, позже соединенное с галереей храма и его западным крыльцом. Ворота украшены белокаменными вставками с изображением льва, единорога, сирены, "неясыти пустынной", двуглавого орла, имеющими символическое значение и связанными с праздником Воскресения. (см. : С. В. Демидов / Церковь Воскресения Христова на Дебре в Костроме ) 

«Птица-неясыть» - пеликан, который якобы раздирал свою грудь, чтобы накормить птенцов. 
Лев олицетворяет грядущее Воскресение, является бдительным стражем святыни 
Единорог символизирует чистоту и девственность. 

Есть там и изображение алконоста - это птица с головой человека в короне или остроконечной шапке, прообразно означал души праведников.

Еще одна красивая деталь - рисунок пола при входе в собор, металлические рельефные плиты

  Церковь Воскресения на Дебре известна тем, что в 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, ее посещал император Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Утверждается даже, что они поднимались на колокольню Знаменской церкви, чтобы полюбоваться оттуда видами Волги. 
Фото отсюда
В 1930-е годы храм был закрыт и использовался как зерно и овощехранилище. в 1946 году храм вновь был открыт.  В 1964 году после утраты Успенского собора, стала кафедральным соборомТаковым храм оставался до 1991 года, когда кафедральным собором стал восстановленный Богоявленско-Анастасиин храм. С 1964 по 1991 год здесь же хранилась главная костромская святыня - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери (XII век),  которой благославляли на царство Михаила РомановаСейчас эта икона в Богоявленском монастыре.





2 комментария:

  1. Птица-неясыть для меня новость, будем знать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот тут интересно про "неясыть": http://prokhozhyj.livejournal.com/1084893.html

      Удалить